Голографическая Вселенная
Когда вы покупаете товары, наверняка обращаете внимание, есть ли на упаковке голограмма. О том, какие они бывают, каковы функции голограмм и как они изготовляются, мы поговорили с Александром Смыком, кандидатом технических наук и одним из руководителей «Джеймс Ривер Бранч». Это отечественная компания, которая производит голограммы, поставляет соответствующее оборудование и расходные материалы для голографии. Их офис и оптическая лаборатория находятся в технопарке «Строгино», производство оборудования расположено в технопарке в Зеленограде.
— Александр, когда зародилось производство голограмм?
— Промышленная голограмма появилась в 1994 году, до этого была только декоративная. Наша компания начала выпускать оборудование для производства голограмм в 1995 году.
— С тех пор у вас появились отечественные конкуренты?
— В России только мы делаем подобное оборудование, производительность выпускаемых нами машин высокая, при этом они очень долговечные.
— Какова ситуация на рынке производства голограмм на сегодняшний день?
— Этот рынок в нашей стране — достаточно узкий. В России всего 17 голографических компаний, у кого-то стоит полный цикл оборудования, у кого-то — только часть. Но в мировых масштабах это немного. Если сравнивать с международным рынком, то в Китае — 400 голографических компаний, в Индии — 200, даже в Венгрии — целых четыре компании.
По качеству продукции, разумеется, все эти страны сильно отличаются. В Индии производство дешево, но «хромают» качество и производительность. Серьезных заказчиков на их оборудовании не обслужишь — там и подшипники некачественные установлены, и электроника.
А вот с Китаем мы плотно сотрудничаем, там можно найти места, где за разумные деньги производят оборудование высокого качества, к тому же, трудовая этика у местного населения высокая. У нас там находится часть производства.
— Почему в России голография менее развита?
— Потому что перед компаниями пока не в полной мере встал вопрос защиты продукции, конкуренция достаточно слабая.
— Расскажите поподробнее, для чего нужны голограммы?
— Для защиты производителя и потребителя от подделок, для повышения статуса компании и защиты ее интеллектуальной собственности. С помощью голограмм с нумерацией или другой учетной информацией некоторые компании контролируют объемы продаж. Также голограммы нужны для формирования доверия у покупателя и контроля вскрытия упаковки.
— Какие существуют виды голограмм?
— Есть стандартные голограммы, которые подходят для любого вида деятельности, и индивидуальные — с нанесением персональной информации фирмы, с ее логотипом или названием.
— Дорого сделать индивидуальную голограмму?
— Достаточно дорого, потому что требуется изготовление персональной мастер-матрицы. Мастер-матрица — это специальная гибкая пластина, сделанная из сплава дорогостоящих материалов (никеля, платины), на которой хранится оригинал голограммы. По сути, это клише, с которого в дальнейшем печатаются тиражи.
Матрица изготавливается один раз и является собственностью заказчика. При следующих заказах оплачивается только стоимость тиража, то есть выходит дешевле. Индивидуальные голограммы обеспечивают максимальный уровень защиты, поэтому их предпочитают все крупные компании.
— Сколько степеней защиты у голограммы?
— Несколько. Информация записана на очень высокой несущей частоте. Согласно закону о количестве информации, разрешение достигает порядка 30 тыс. DPI. Для сравнения: обычный офисный принтер дает расширение 4 тыс. DPI.
Информационная емкость голограммы очень высокая. Туда можно внести много чего. У голограмм, которые вы видите на акцизных марках, примерно шесть степеней защиты. Есть степени защиты, предназначенные для потребителя, есть такие, о которых знает только тот, кто изготовлял, некоторые даже вооруженным взглядом не увидеть.
— Можно ли подделать индивидуальную голограмму?
— Подделать голограммы с индивидуальной мастер-матрицей достаточно сложно. Во-первых, каждая голографическая компания изготавливает мастер-матрицу по собственной технологии. Во-вторых, в каждой голограмме заложен набор средств индивидуализации, сводящих к нулю возможность скопировать или купить голограммы, аналогичные вашим, в другом месте.
Но не все заказчики разбираются в голограммах и отличают подделки. Мы один раз делали голограмму для БАДа. Нам принесли подделку — совершенно другая голограмма, которая к нашей не имеет никакого отношения, и мы это видим сразу.
— От чего зависит стоимость разработки и изготовления мастер-матрицы, и какая цена может быть?
— Чем больше размер голограммы и сложнее рисунок — тем дороже. А сложность изображения определяется наличием и количеством защитных элементов.
Также влияет на цену стоимость материала. В зависимости от размера и характеристик изображения, мастер-матрица может стоить от 40 тыс. рублей до бесконечности. В нашей практике были заказы, где цена матрицы измерялась сотнями тысяч рублей.
— Какие могут быть защитные знаки на голограмме?
— Их множество: гильоширные сетки, микротексты, скрытые изображения, нумерация, псевдообъемный фон, кинетические эффекты, кодирование цветом.
— Вы участвуете в отраслевых мероприятиях?
— Да, но узкопрофильных не так много. Осенью состоится главное мероприятие года — XII Международная научно-практическая конференция «Голоэкспо-2015» в Казани.
— Какие у вашей компании планы на будущее?
— Продолжать развиваться! У нас работает много молодых и талантливых сотрудников, двоих из них мы в этом году будем отправлять в аспирантуру. Всегда главное — не стоять на месте!
Автор: Ольга Салихова
КОНТАКТЫ
123458, г. Москва, ул. Твардовского д. 8
Пн-Пт с 900 до 1800